Пропорции людей при рисовании

Давайте заведем разговор о пропорциях, а именно о пропорциях человека – да-да, о них, родименьких, и не надо тяжко вздыхать, морщить нос и пытаться съехать с темы.

Содержание:

Введение
Пропорции в рисовании
Примеры ошибок

Введение

Пропорции имеют очень большое значение в жизни – я говорю, именно в жизни, а не исключительно в рисовании: все, что окружает нас, любой предмет имеет свои пропорции.

Они важны как в архитектуре, так и в медицинском ответвлении нашей жизнедеятельности. Так что сбрасывать их со счетов не стоит.

К примеру, если у человека чрезмерно большая попа (нет, это не значит, что ему надо бы заняться спортом, хотя…и это бы не помешало) и маленький плечевой пояс, согласитесь, выглядит это не особо эстетично. И если у стула будет четыре ножки, но одна из них короче, другая длиннее и так далее, то вряд ли наша уже упомянутая попа сумеет устроиться на нем. Так что, безусловно, пропорциям нужно уделять особое внимание.

Существует утверждение, что красота предмета создается именно благодаря пропорциям, соразмерности и их гармоничному слиянию. С их помощью служащие архитектуре и изобразительному искусству могут создавать шедевры – функциональные, но в то же время и приятные глазу (это я сейчас об архитекторах, ведь вряд ли вы видели функциональную картину. Хотя, если считать закрывание рисунками, к примеру, трещин в стене…).

Многие художники довольно легкомысленно относятся к значению пропорций – они стараются передать форму, характер и настроение. Из-за этого, увы, многие детали (важные и не очень) приобретают совершенно несимпатичный вид, меняя целиком всю картину.

Думаю, вы и сами часто замечали, рисуя к примеру, портрет, что стоит только нарисовать нос без учета пропорций, как все лицо превращается в нечто совершенно безобразное.

Такой рисунок теряет естественность, натуральность, иными словами, выглядит несовершенно и неправдоподобно.

Пропорции в рисовании

Пропорции человекаСоблюдение пропорций столь важно в академическом рисовании, как и создание композиции, объема, конструкции и анатомии, что вполне закономерно.

Суть правильного создания пропорции в рисовании заключается в том, чтобы в результате достичь полного сходства с натурой – с тем, что вы рисуете. Иными словами, не забывайте, что форма и все ее части надо сравнивать и соизмерять друг с другом, чтобы можно было перенести пропорциональные соотношения, добившись тем самым уже упомянутого выше правдоподобия рисунка.

Для верного определения пропорций нужно обладать не только знаниями, но и хорошо натренированным глазомером, который приобретается, в первую очередь, от упражнений в рисовании натуры. Впрочем, чувство пропорции развивается не только упорными тренировками глазомера, но и тренировками аналитического мышления, ведь нельзя полагаться только на ваш (каким бы он ни был безупречным) глазомер: совершая ошибки и не рассуждая о том, почему они совершаются, где они совершаются и как их можно исправить, вы не сможете добиться хорошего чувства пропорций. Поэтому, думайте, товарищи.

Конечно, это вам не математика, никаких формул и задач здесь нет, но… Будьте внимательней и не отключайте свой мозг (разве что, вы решили изображать абстракцию).

Как уже говорилось ранее, не стоит полагаться исключительно на свой глазомер и копировать на бумагу все, что вы видите без разбору – анализируйте, сравнивайте, стройте.

Примеры ошибок

Чтобы настращать вас слепым копированием, вот вам еще парочка примеров из других сфер труда:

  1. Если нарушить во время строительства пропорции строительных материалов, или, скажем, элементов конструкции, это может привести к большому «ба-бах!» (к разрушению сооружения, здания или что там у вас строится).
  2. В архитектуре нечто подобное: если товарищ архитектор решит, что не к чему соблюдать соразмерность и пропорции элементов строения, тем самым он придет к описанному выше эффекту «ба-бах» (эффект не признан официально, ведь его название только что возникло у меня в голове!).
  3. В живописи, если вдруг нарушить или изменить технологию грунтовки, то можно потерять не только холст, но и слой краски на нем.
  4. Перейдем к школьному занудству (не знаю как для вас, а для меня точно) под названием физика: вы ведь все знаете, что совмещение точно отмеренного количества реагентов (непонятных капелек, порошочков и крошек) дает в результате нужное вещество.

А вот и история. Когда мы сопоставляем и изучаем исторические памятки разных народов, которые жили в разные эпохи и исторические периоды, вывод напрашивается сам собой: во все времена пропорциональное соотношение является основным условием для формирования облика.

Когда пытаются нарисовать какую-то вещь, в основном откладывают пропорции на задний план, торопясь передать их форму и построение – и именно из-за этого гармония не может быть достигнута. Греки (эти гениально умные ребята) считали, что гармония является связью частей в одно целое и, чтобы добиться ее, нужно соединить эти части между собой так, чтоб они представлялись законченным целостным чем-то.

Большая часть всех памятников архитектуры и искусства из древних времен обладает пропорциональными соотношениями человека, как у них там говорилось: «Человек есть мера всех вещей». Согласно этому, человек (Хомо сапиенс) является своеобразным эталоном, примером для подражания и объектом для сравнения в процессе архитектурного построения всяческих объектов (о как!).

Вот, к примеру, их строители (зодчие) ориентировались на пропорции человека во время построения тех же храмов и других построек.

Надеюсь, вам стало очень страшно быть таким неумехой-рисовальщиком и впредь вы будете внимательно относиться к понятию пропорциональных соотношений (не обязательно как гении-греки, но где-то вот как-то так).

Следующий урок: Пропорции головы

Оцените статью
Рисунки карандашом поэтапно
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Теперь напиши комментарий!x