Цвет в пространстве имеет очень большое значение для тех, кто хочет рисовать. Именно поэтому мы, не углубляясь во всякие научные исследования, изучения и термины (так и быть, сегодня просто основы – легко же, верно?), возьмем на рассмотрение основы цветоведения (сочетание цветов, палитра цветов).
Содержание:
Цветоведение
Основные характеристики цвета
Закономерности цвета
Чтобы наше рассмотрение носило практический (а следовательно и более запоминающийся, визуальный) характер, нам понадобиться гуашь – не стесняемся, лезем в свои тумбочки-коробочки-шкафчики и вынимаем запылившиеся краски на свет Божий.
Цветоведение
Приступим. Первое, что мы должны знать из физики – это то, что основных цветов всего лишь три, а вот всякие другие цвета можно получить при разнообразном смешивании этих самых основных трёх. Только здесь есть одно «но». Сделать это с помощью красок будет ну очень сложно – и то в случае, если у вас имеется качественная художественная гуашь. Вы можете гарантировать, что у вас в руках именно такая?.. Ну вот и я о том же. Значит придется, смешивать большее количество цветов, чем три.
Гораздо привычней считать, что основных цветов двенадцать – именно они составляют спектральный круг:
Цвета, которые составляют этот круг, прозвали ХРОМАТИЧЕСКИМИ. А вот все прочие цвета, которые не входят в спектральных круг, создаются с помощью смешивания нескольких хроматических цветов. Впрочем, существует и особая троица, называемая АХРОМАТИЧЕСКОЙ: это серый, белый и черный цвета.
Есть также и цвета, которые кличут взаимно дополнительными – так их называют за то, что они дополняют друг друга, один цвет делает ярче и красивее «звучание» второго цвета. Эти цвета лежат напротив друг друга в спектральном круге. Ну вот к примеру, возьмем довольно-таки скучный и одинокий цвет:
а затем восполним его не менее скучным и одиноким противоположенным ему:
А теперь смотрим, что выходит:
Ну как вам сочетание цветов? Ярко ведь, не правда ли? Можно, сказать что цвета звучат гармонично. Но в любом случае есть одна закономерность: при смешивании этих цветов выходит в любом случае серый.
Основные характеристики цвета:
Тон, название самого цвета (к примеру, жёлтый):
Светлость тона:
Насыщенность цвета, количество и яркость:
Температура цвета (тепло-холод):
Чтобы вам было понятнее, давайте возьмем любой предмет, который вам нравится и проанализируем его цвет соответственно поданным выше характеристикам. К примеру, если он красный, то он может быть светло-красным или темно-красным по светлости.
Насыщенность красного – это то, сколько цвета в нем и, значит он может быть насыщенным – напряженным, менее насыщенным – в слабом напряжении. Красный может быть холодным или же теплым.
Можно также сыграть в игру с самим собой, оттачивая навыки цветоведения. Ну вот, к примеру, мы знаем, что каждый цвет имеет свое влияние на человека. Допустим, синий приносит спокойствие, а красный наоборот – заостряет внимание, фиолетовый имеет угнетающее влияние, а желтый может как вызывать раздражение, так и повышать внимание и так далее.
А что, если перевести качества, скажем, еды в цвет? Ну вот, скажите, какого цвета вкус картошки? Нет-нет, это цвет картошки белый, а какого цвета ее вкус? Вот у меня лично этот цвет коричневый, в то время, как вкус лимона – зеленый, а вкус яблока – желтый. А что, если попробовать и звучание переводить в цвета? Какого цвета будет звучание органа, гитары, флейты?
Дали волю фантазии, передохнули, а теперь приступим к выделению закона, которому подчиняются цвета в композиции. Формирование этого закона зависит от нескольких параметров:
- Цвет самого света (то есть погодные условие, время суток, обстановка);
- Цвета из самой композиции;
- Площадь цветовых пятен (самое большое пятно вносится в вашу гамму, а именно гамма задает цвета всей композиции).
В любом случае, при каждом мазке кистью должны учитываться три цвета, это:
- Основной цвет – цвет предмета;
- Цвет гаммы;
- Цвет света – теплый, горячий, холодный.
Начало формы состоит из трех цветов — это свет, полутон и тень:
Дальше добавляется полутон света и тени, плюс такие штучки как блики и рефлексы:
Блик собственно отражает материал, из которого сделано то, что мы рисуем, а рефлекс – отбивающийся свет от того, что лежит рядом, независимого от того, форма это или плоскость.
Все это можно разделить на две группы. В группу света пойдут свет, полутон света и блики, а в группу тени – собственно тень, затем ее полутон и рефлексы. Между ними, словно звено цепочки, будет нулевой полутон, локальный основной цвет.
Закономерности цвета
Следующая тема разбора – это то, как же все-таки менять цвет соответственно форме рисуемого предмета. И тут есть несколько закономерностей.
При отдалении, светлые цвета темнеют:
А темные – наоборот становятся светлее:
При удалении цвет тухнет в насыщенности, то есть становится слабее:
А насчет температуры цвета, то во время отдаления холодные цвета становятся более теплыми:
И, наоборот, теплые холодеют
В тени цвет более слабый и делится на полутона:
В то время, как на свету, сам цвет будет более светлым (думается, это и ежик поймет)
Напоследок заучим самые сложные и правильные правила:
Во-первых, наиболее темный полутон при попадании на него освещения становится светлее самого светлого полутона в тени.
Самый обесцвеченный полутон во время освещения становится цветнее наиболее цветного полутона в тени.
Наиболее теплый полутон в холодном свете становится холоднее наиболее холодного полутона, находящегося в тени.
Сложно выглядит и устрашающе звучит, но когда вы начнете это все применять на практике, все, кажущееся страшным, вмиг исчезнет (ну не то чтобы сразу и вмиг…но исчезнет точно).
У нас на очереди следующий раздел: Рисование натюрморта